Стрит-арт: вандализм или уличное искусство

уличное искусство

Стрит-арт (англ. Street art — уличное искусство) – направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер.

Это любое искусство, созданное на улице и в рамках улицы. Включает в себя граффити, трафаретное граффити, стикер-арт, постеры, видео проекции, флэшмобы и уличные инсталляции. Под стрит-артом можно понимать и уличных музыкантов.

Содержание

  1. Определение понятия
  2. Направления стрит-арта
  3. Дискуссия о различии граффити и стрит-арта
  4. Дискуссия о представлении стрит-арта в галереях
  5. Дискуссия о легитимности стрит-арта
  6. История возникновения и развития стрит-арта
  7. Первая волна
  8. Вторая волна
  9. Стрит-арт в России

Направления стрит-арта

Условно можно выделить следующие направления стрит-арта:

  • Наклейки
  • Стикеры
  • Постеры
  • Трафареты
  • Граффити (преимущественно спрей-арт)
  • Арт-объекты
  • Скульптуры
  • Энвайронмент
  • 3D стрит-арт

Дискуссия о различии граффити и стрит-арта

По мнению некоторых уличных художников, граффити и стрит-арт являются искусством разного типа. Для неподготовленного зрителя граффити-тэг не понятен, в то время как концептуальный стрит-арт, в отличие от граффити, говорит на доступном и понятном зрителю языке.

Граффити — это шрифтовые композиции, где каждый тиражирует свое имя, таким образом, он продвигается внутри герметичного сообщества граффити. А у уличного искусства границы очень размыты: любая активность от наклеек на светофорах до интервенции в уличное пространство. Брейк-данс тоже может попасть под это определение.

Игорь Поносов – составитель серии книг об уличном искусстве в России «Objects»; художник, куратор проекта «Стена» на Винзаводе, критик, теоретик.

Дискуссия о представлении стрит-арта в галереях

Еще в 2010 году в мире не существовало музея для коллекционирования и хранения стрит-арта. Закрытая экскурсия по первому российскому музею стрит-арта состоялась 26 апреля 2014 года. Музей уличного искусства находится на действующем производстве на востоке Санкт-Петербурга. Экспозиция создаётся прямо на стенах цехов. Зарегистрирован музей Дмитрием Зайцевым в 2012 году как частное учреждение культуры «Музей Стрит-Арта Санкт-Петербург».

По мнению Ame72, если стрит-арт будет экспозиционироваться в галереях, то данное произведение относится к жанрам урбана, поп-арта, современного искусства, абстракции, блоп-арта, но не стрит-арта.

При этом работы уличных художников часто принимают участие в международных выставках типа FIAC в Париже, FRIEZE в Лондоне, и даже продаются в различных галереях.

Дискуссия о легитимности стрит-арта

Из-за пространственной экспансии стрит-арта на городскую среду, постоянно возникает вопрос о законности данного вида искусства. Особенно яростное территориальное освоение воспринимается как вандализм. Часть художников считает, экспансия делает стрит-арт вандализмом, так как «забивание тэгами» городской среды не несет с собой никакой идеи и концепта. Другие полагают, что стрит-арт может и должен быть протестным и экспансия необходима. Муниципальные власти полагают, что стрит-арт является административным нарушением и всячески пытаются бороться с ним, например, при помощи закрашивания.

Некоторые художники иронично к этому относятся и наносят надписи специально, чтобы с помощью протеста подтолкнуть власть к искусству. Есть те художники, которые полагают, что с властью необходимо найти компромисс и используют для своей деятельности легальные пространства, фестивали, галереи и музеи.

История возникновения и развития стрит-арта

Так как спрей-арт является основным направлением стрит-арта, возникновение уличного искусства связывают с историей возникновения современного урбанистического граффити.

Первая волна

Стрит-арт зародился в Филадельфии, когда в середине 1960-х годов на зданиях появились надписи, впоследствии названные «тегами» («tags» — англ. «метка»). Теги добрались до Нью-Йорка, а в конце 1960-х годов распространились повсюду. Их можно было увидеть даже на стенах вагонов метро.

В каждом районе местные художники – «райтеры» наносили свой псевдоним и номер улицы на стены. Это были своеобразные информационные таблички, сообщавшие о том, что здесь проживает тот или иной райтер. А в 1968 году Taki 183, греческий подросток-курьер из Нью-Йорка, вынес свой тег за пределы района, расписав множество объектов в Нью-Джерси и аэропорту Кеннеди. Один из его тегов заинтересовал репортёров, и 21 июля 1971 года в газете «New York Times» появилась небольшая статья «Taki 183».

Именно она поспособствовала распространению жанра стрит-арта в американских городах. Первые никнеймы были аналогичны псевдониму Таки: Junior 161, Cay 161, Eva 62. Граффити также выглядели очень просто. Они представляли собой никнейм из букв и цифр с простейшими пиктограммами: звёздочками, кружочками или стрелками.

В начале 1970-х годов эти простые теги заполонили улицы городов. Но ситуация изменилась, когда в 1972-м человек под псевдонимом Stitch исписал целый забор.

В 1973-м году меняются художественные ценности, зарождаются основы стиля и кода граффити. Появляются понятия, которые и сегодня существуют в райтерской среде, формируются основные шрифты: баббл и вайлдстайл. Первый обозначает пузыреобразные буквы, тогда как второй — полностью нечитаемые.

Развитие этого движения вызывает интерес у галерей. В 1981 году престижный журнал Арт Форум посвящает статью явлению Fashion Moda. В том же году райтеры принимают участие в выставке PSI New York/New Wave вместе с другими художниками, среди которых Жан-Мишель Баскиа, а также Джозеф Кошут, Уильям Берроуз, Нэн Голдин, Энди Уорхол и Лоуренс Вайнер. В 1982 году Fashion Moda выставляется на Dokumenta 7 в Касселе, Германия. С тем же озадачивающим очевидным успехом первые райтеры выставляются во многих музеях Европы параллельно с выставками в лучших галереях Нью-Йорка.

Поскольку граффити вытеснило теги, на улицах появились художественные композиции и броские лозунги. Наиболее известны фразы, появившиеся в Париже: «Скука контрреволюционна», «Вся власть воображению!» или «Будьте реалистами, требуйте невозможного!».

В это же время деятельность райтеров признают незаконной, приравняв её к вандализму. Очень быстро стрит-арт покидает улицы европейских городов. С этого момента движение получает второе дыхание и обеспечивает себе дальнейшее развитие.

Вторая волна

Благодаря развитию фото и видео техники, появлению доступного интернета, возникла вторая волна развития стрит-арта.

В 1989 году на известный художник Шепард Фэйри расклеивает постеры с изображением французского борца Андре «Великана» Руссимоффа и подписью «Obey» (Повинуйся). За 10 лет Шепард расклеил более 1 млн. портретов Андре по всей Америке. Другая его работа посвящена президенту США Бараку Обаме. Фейри выполнил её в 2008 году, во время предвыборной кампании Обамы, подписав под портретом «Hope» (Надежда).

В 90-е во Франции художник под псевдонимом Space Invader занимался склеиванием мозаики, изображавшей героя видеоигры, а затем расклеивал ее в публичных местах по всему Миру.

Одним из знаменитых художников «второй волны» стал Banksy. До сих пор точно не установлена личность Бэнкси. Он стал известен в Лондоне своими остросоциальными работами в технике трафарета. Бэнкси, написал несколько книг (Banging Your Head Against a Brick Wall, Wall and Piece), снял фильм о стрит-арте «Выход через сувенирную лавку» (Exit Through the Gift Shop). Фильм был номинирован Американской киноакадемией на премию «Оскар» 2011 года в категории «Лучший документальный полнометражный фильм». Среди работ Бэнкси – двое констеблей, которые целуются; полисмен, который по примеру обыска преступника обыскивает маленькую девочку; голубь мира в бронежилете с наведенным на него прицелом; вооруженные воины, которые рисуют символ мира; Джоконда с гранатометом; персонажи “Криминального чтива” с бананами вместо пистолетов.

Новым направлением уличного искусства является 3D стрит-арт. Это техника рисования на асфальте, когда создается оптическая иллюзия трехмерности.

Стрит-арт в России

В России стрит-арт появился во времена перестройки. Хотя, истоки этого движения можно проследить ещё в начале ХХ века в Декрете № 1 «О демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись)», опубликованном в «Газете футуристов» 15 марта 1918 года В. Маяковским, Д. Бурлюком и А. Каменским. В 1985 году, когда в СССР начала развиваться мода, а западная культура стала более доступной, стены домов в Москве и Санкт-Петербурге постепенно заполняли разнообразные надписи. Рок и хип-хоп становятся весьма популярными. Как результат, популяризуются и сопутствующие идеи.

Довольно долго российский стрит-арт был весьма посредственным. Райтеры вдохновлялись работами западных коллег, но не имели соответствующего опыта. Лишь в последнее десятилетие можно наблюдать появление на улицах Москвы и других российских городов уникальные работы, качественно отличающиеся от ранних образцов стрит-арта. Расписываются не только стены, но и другие объекты — информационные таблички, канализационные люки, электрощиты.

Стрит-арт эволюционировал, став частью поп-культуры. Многие бывшие райтеры стали дизайнерами в модном «уличном» стиле. Привлекает их необычная реклама: — вывески, сделанные нарочито грубо, оригинальный декор, цветовые контрасты.